На поверхности Марса обнаружены следы древних ледников

Исследовав большое количество снимков поверхности Красной планеты, планетологи из Канады нашли на них следы древнейших оледенений. По словам учёных, это означает, что в далёком прошлом на Марсе не преобладала жидкая вода, но имелись обширные площади ледяных массивов. Деталями исследования поделились Nature Geoscience.

Проводивший исследовательскую работу, профессор Марк Йеллинек из Университета Британской Колумбии, сообщил, что на поверхности планеты следы древней водной эрозии обнаружены впервые. Разрушение пород вызвано движением ледников Марса. Также считается, что подавляющее количество долин сформировались не из-за рек, что в конечном итоге противоречат общепринятым теориям происхождения этих форм рельефа.

Большинство исследователей склоняются к мнению, что в ранние эпохи существования, Марс сильно напоминал нашу Землю. Предположительно, в те времена была плотная атмосфера и благоприятный климат, а на поверхности плескались моря. Возможно, что тогда на планете кипела жизнь.

Но дело в том, что в таком виде планета просуществовала около миллиарда лет после этапа образования. В дальнейшем Марс стал безжизненным, лишенный плотной атмосферы и жидкой воды. Это событие ознаменовалось началом гесперийской эры, которая началась 3,6 миллиардов лет назад.

Ученые также интересуются проблемами первичного возникновения воды на Марсе, а также общим видом планеты после её появления. Согласно другим расчётам, изначальная температура поверхности Красной планеты не дала бы влаге находиться в жидком состоянии. Это значит, что в то время на Марсе не существовали водоёмы, такие как моря, океаны и даже реки. Однако, факты говорят об обратном, на планете найдены многочисленные следы скопления водных резервуаров, что противоречит этой предложенной теории.

Определена и причина несоответствия климатических моделей Марса и снимков истинной поверхности Красной планеты. Для этого исследовали, обработали тысячи фотографий «сетей долин» взаимодействующих каналов, открытых ещё в 1970 году при помощи зондов, работающих в рамках проекта «Викинг».