В лаборатории смоделирован взрыв сверхновой звезды

Смоделированный взрыв сверхновой звезды

Ученые создали чрезвычайно мощное искусственное магнитное поле, в котором ударные волны начинают вытягиваться в одном направлении. Этим можно объяснить хаотичную форму остатков сверхновой после её взрыва. Журнал Astrophysical Journal опубликовал детали этого исследования.

Когда жизненный путь звезды подходит к концу, она нагревается до сверхвысоких температур. В перегретом ядре давление катастрофически возрастает, происходит мгновенное выделение энергии.  Причём во время взрыва ударные волны равномерно распространяются на многие тысячи мегапарсек по всем направлениям космического пространства. Компьютерные модели показывают, что в таком случае после взрыва остатки сверхновой звезды должны иметь сферическую форму и быть симметричными. Однако по результатам многочисленных наблюдений за этим процессом, ученые обнаружили, что большая часть волн осесимметричны и вытянуты вдоль одного направления напоминая бочку.

Учёные пытались объяснить этот феномен, но ни одна из выдвинутых гипотез, пока не дала четкого научного объяснения.

Исследователи из Политехнической школы Парижа во главе с Полом Мейби вместе с коллегами из University of Oxford (Британский университет в городе Оксфорд), Центра им. Гельмгольца Дрезден-Россендорф (нем. Helmholtz-Zentrum Dresden-Rossendorf (HZDR)), а также Французской комиссии попробовали опытным путем доказать одну из гипотез.

По некоторым предположениям, всё дело в особой межзвёздной среде. Её физические и химические особенности намного отличаются от обычных по причине магнитогидродинамических шоков. Как итог в результате взрыва нейтронных звезд, ударные волны направлены в преимущественные стороны.

Для того, чтобы подробнее изучить это явление, учёные решили воспроизвести его в стенах Лаборатории интенсивных лазеров в Политехнической школе Парижа. За основу модели был взят объект G296.5 10.0, за которым удобно наблюдать с Земли при помощи телескопов.

Для осуществления исследования, была использована высокочастотная катушка Гельмгольца, способная создать зону однородного магнитного поля, по своей мощности больше земного почти в 200 тысяч раз. Её спроектировали и построили учёные из Дрезденской лаборатории сильных магнитных полей и Института радиационной физики из HZDR. Там же был разработан специальный ГИ высокого напряжения. В научной установке применены мощные импульсные лазеры, которые воссоздали этот астрофизический эффект. По словам авторов, подобные физические условия пока были зафиксированы лишь в космическом пространстве.

В ходе эксперимента учёные обнаружили, что под действием мощного магнитного поля смоделированная взрывная волна вытягивается и расширяется в определённом направлении, при этом ось волны совпадала с направлением магнитного поля.

При помощи полученных данных, учёным удалось подтвердить гипотезу влияния магнитного поля на осесимметричную форму остатков сверхновых. Однако учёные не собираются останавливаться на достигнутом результате. Они продолжают наблюдать за остатками сверхновых, а также планируют проводить уникальные опыты, направленные на изучение магнитных полей в космосе.