Учёные обнаружили у приматов элементы человеческой речи

Шимпанзе

Биологи из Британии сделали интересное открытие – они обнаружили, что при общении друг с другом шимпанзе двигают губами, что с виду очень напоминает человеческую речь. Ученые считают, что в этом кроется ответ на вопрос, как появилась человеческая речь. В журнале Biology Letters опубликованы результаты исследований.

Ученые уже давно пытаются найти зачатки разговорной речи у приматов. До сих пор ни одно из исследований не увенчалось успехом. В предыдущие разы учёные изучали звуки, которые издают человекообразные обезьяны. Авторы этой работы предполагают, что эволюция звуков практически не повлияла на развитие и появление человеческой речи, истинная причина кроется в движении губ.

Шимпанзе говорит

Абсолютно все люди в мире открывают рот во время разговора 2-7 раз в секунду, причём независимо от языка, на котором говорят. Интересно, что каждый цикл соответствует слогу. В мимике и жестах приматов учёные также заметили определённую ритмичность.
Для сравнения учёные взяли 4 популяции шимпанзе Pan troglodytes. Среди них были две дикие из Уганды, и остальные две из зоопарков Германии и Великобритании соответственно.

В ходе эксперимента были сделаны видеозаписи, на которых чётко отслеживались движения губами со средним речевым ритмом приблизительно в четыре слога в секунду. Ритм каждого животного уникален. Он может отличаться от других даже вдвое. При этом учёные не обнаружили существенной связи между речевым ритмом обезьяны и её популяцией в дикой природе или в неволе.

Исследователи предполагают, что специфические движения губами играют важнейшую роль при коммуникации между животными. Они помогают обезьянам передавать информацию и эмоции, привлекать к себе внимание. Также при взаимодействии с сородичами обезьяны издают специфические звуки, это тоже не менее важный элемент коммуникации обезьян.

Семья Шимпанзе

Руководитель исследования Адриано Ламейр из великобританского университета Сент-Эндрюс заявляет: «Наши выводы свидетельствуют об истинности теории о том, что ритмичные сигналы приматов служат для привлечения внимания. Тем не менее, это все также остаётся предположениями, пока не будет получена более конкретная информация по другим приматам».