Советская фантастика, которая актуальна и по сей день

Советская фантастика

Фантастическое кино в СССР было крайне не востребовано по причине низких бюджетов, отсутствия минимальных спецэффектов и техники, а также до нелепости строгих идеологических ограничений. Всё это в негативной степени сказывалось на качестве советских фильмов, в особенности, фантастики.

Но несмотря на это, в золотой копилке советского кинематографа имеются настоящие шедевры. Режиссёр «Звёздных войн» Джордж Лукас заявил, что его вдохновителем является Павел Клушанцев. Его фильмы также воодушевили Стэнли Кубрика на создание фильма «Космическая Одиссея». Василий Журавлев в 1935 году вошёл в историю как режиссёр первой в истории шикарной научной фантастики. Помимо довольно популярных «Сталкер» и «Солярис», Тарковский снял и некоторые другие интересные фильмы, которые стоит увидеть.

Через тернии к звёздам (1981)

На дворе 23 век. Бороздящий вселенские просторы космический патруль натыкается на разбитый инопланетный корабль с мёртвыми пришельцами внутри. Далее оказывается, что один из гуманоидов выжил, после чего счастливчика транспортируют на околоземную станцию. Учёные выясняют, что это девушка-клон, они пытаются найти с ней общий язык, но безуспешно – всё, что она помнит – это своё имя – Нийя.

Один из исследователей, предвидя её дальнейшее будущее в руках землян, решает спасти гостью из космоса. Он, Сергей Лебедев, убеждает комиссию по контактам пойти на небывалый эксперимент – поместить инопланетянку в естественную среду обитания людей и наблюдать за её реакцией. Для этого он предлагает взять её под опеку и поселить в своей семье.

Через тернии к звёздам

На момент выхода фильма практически никто не был знаком с понятием клонирования, первое клонированное существо — овечка Долли – появится только через 15 лет.

Удивительно, что такое продвинутое во всех смыслах кино сняли в СССР, а не Голливуде. Кинофильм сразу после премьеры завоевал сердца зрителей. Кроме того, США и Италия приобрели эту картину для проката. А по телевизору премьеру показывали чуть ли не все страны в мире. Да что тянуть кота за яйца, сам Ридли Скотт был настолько приятно потрясён, что специально прилетел в Москву, чтобы пообщаться со съёмочной группой.

Фильм опередил свое время на несколько десятилетий, при этом без использования спецэффектов, дорогих костюмов, декораций итд. Благодаря гениальной режиссуре Ричарда Викторова и сценаристу Киру Булычева, который в то время был уже известен как писатель. Правда, он сильно боялся, что его могут уволить с работы, если узнают, что о его увлечениях фантастикой, поэтому писал он исключительно под псевдонимом. Но после того, как писатель получил Госпремию, он вынужден был выйти из тени. Игорь Можейко продолжил заниматься любимым делом под тем же псевдонимом, но уже не скрывая свою настоящую личность.

Отдельного упоминания заслуживает прекраснейшая музыка Алексея Рыбникова в качестве саундтреков к фильму. Но в 2001 году фильм отреставрировали и заменили старую музыку, поэтому по полной насладиться фильмом можно только в оригинальной версии.

Отель «У погибшего альпиниста» (1979)

Картину сняли на студии Таллинфильм. Актёрский состав полностью состоял из прибалтов, поэтому фильм был снят на эстонском языке. Затем Ленфильм продублировал его на русский.

Отель «У погибшего альпиниста»

Каждая деталь фильма передаёт мрачную и таинственную атмосферу того времени и места. Зимнее время, старый одинокий отель с холодными коридорами, загадочные персонажи, оригинальный сюжет и сопутствующая электронная музыка Свена Грюнберга. Фильм сам по себе вышел современным и стильным, что большая редкость для советского кинематографа. Фильм снят по одноимённой книге, и те, кто её читал, подмечают, что некоторые сюжетные линии сильно сокращены. Но так как сценаристы фильма – легендарные братья Стругацкие, так что кому как не авторам лучше знать, как творить шедевры.

Письма мёртвого человека (1986)

Существует достаточное количество фильмов на тему постапокалипсиса, но среди них можно выделить этот — самый зрелищный и мощный, и вместе с этим, малобюджетный, без спецэффектов, не цветной. Но передать атмосферу ужасов апокалипсиса и заставить миллионы сердец ёкнуть он смог шедеврально.

Письма мёртвого человека

Действие происходит в недалёком будущем. На дворе ядерная зима. Главный герой Ларсен вместе с коллегами прячется в подземелье исторического музея. Он пишет письма своему сыну Эрику, но мальчик пропал без вести во время взрыва и погиб. Ларсен старается сохранить трезвость ума и пытается разобраться во всём окружающем его безумии. Выясняется, что в спасательный бункер могут поместить только здоровых людей. Ларсен, узнав о том, что больные дети из приюта останутся снаружи, принимает решение остаться с ними. Навсегда.

Кин-дза-дза! (1986)

Москвич, идущий в магазин, вместе с грузином из Иваново каким-то образом случайно попадают на далёкую планету Плюк в галактике Кин-дза-дза, после чего пытаются вернуться обратно на Землю. Сценаристами фильма являются Резо Габриадзе и Георгий Данелия. Они же выдумали инопланетный чатланский язык. Их уникальная картина является смесью фантастики и комедии. Несмотря на то, что советские критики осудили фильм, он стал культовым.

Кин-дза-дза

Зарубежные зрители также в восторге от кинокартины. На IMDb её оценка составляет 8.1, а в комментариях ей восхищаются и сравнивают с «Бегущим по лезвию», «Звёздными войнами» и другими популярными фильмами. И всё это несмотря на примитивные декорации, старую съёмку и отсутствие компьютерной графики. Главная фишка этого фильма – ироничность и мудрость.

 

Оценить статью:

 

(1 голосов, оценка 7,00)

 

Добавить комментарий